Владемир. Владимир Попов

Константин КЛИМОВ

В наш бурный вех искусство России необычайно многолико, ее многочисленные мастера сохраняют, а порой возрождают традиции культуры евразийской цивилизации. Среди таких художников и имя Владимира Александровича Попова из Казани, Народного художника Республики Татарстан хаттата-каллиграфа, «алтын-калем» - золтое перо.
Сила искусства Владимира Попова в особом остроэмоциональном восприятии кодов и ассоциаций современного искусства каллиграфии, в системе ценностей арабо-мусульманской культуры. Его уникальные тугры и шамаили принесли художнику широкую международную известность не только в странах исламсокого мира, а также у себя на родине в России, Татарстане. Им выполнены специаьлные тугры и шамаили для мировых лидеров и глав государств.
Владимир Попов владеет всеми шестью арабскими почерками от самых древних куфи и сульса до насха, мухаккака, дивани, талика и рика.
Исследователями искусства ислама отмечено: «Каллиграфия, соединенная с предметами или в виде отдельного текста-картины, оказывается главным, хотя и условным «посредником» между человеком и потусторонним миром. Через красоту она ведет человека к религиозному знанию, открывает ему двери для наиболее глубокого познания «прекрасных тайн». Ключом открытия этих тайн является священная книга – Коран. Великая Книга красной нитью пронизывает все графическое искусство Владимира Попова, первого и единственного каллиграфа России, который достойно представлял ее и Татарстан ряду выдающихся каллиграфов мира таких стран, как «Иран, Пакистан, Турция, Япония, Китай, Индия, Индонезия...», на 8-й Всемирной выставке Корана и каллиграфии в Тегеране. В настояшее время с его творчеством познакомились жители Дамаска, Бейрута, Дейреэль Камаре,
Сайд-Триполи, Каира, Александрии, Анкары, Рабата, Фес, Аммана,где искусство Владимира Попова пользовалось большим успехом. Владимир Попов имеет свою яркую линию в творчестве, свое философское осмысление , что интересно просматривается в художественном поле шамаилей. Будучи каллиграфической панно-картиной с надписями религиозного, поэтического, философского содержаний, иногда с выражением архитектурных достопримечательностей исламского мира они как своеобразные дихтомические категории несут идею противостояния «добра и зва», «света и тьмы», «знания и невежества».
Абстрактным языком ислама Владимир Попов рассказывает об Аллахе как: «Идея Абстрактного Всевышнего Аллаха, стала важнейшим элементом внутреннего мироощущения каждого мусульманина, именно она придавала верующим чувство внутренней гордости – Ислам свято сберег то главное, что утеряли иудаизм и христианство. Мусульмане не поддались соблазну скрытого идолопоклонства, сохранили и сохраняют чистоту единобожия. Без сомнения, это важнейшая часть не только интеллектуального, но и эмоционального мира мусульманина и в той или иной мере она должна была воплощаться в художественном творчестве»
Даже при беглом взгляде на тугры и шамаили художника можно говорить об арабской графике как знаке, особом его семиотическом статусе. Под этим мы подразумеваем его широкое планетарное значение, понимаемое на Востоке как «мироздание». Развиваясь как своеобразный вид или жанр каллиграфии, в творчестве Владимира Попова знак получает новую степень условности – символ, то подчиняясь законам орнаментального ритма, то являясь формообразующим элементом изобразительного ядра в композиции тугры или шамаиля. Важно отметить также, что знак в графических листах мастера – это и сложный акт ассоциативного мышления, подчиненного законам целостной декоративно-изобразительной системы. Тонкий мастер цвета, живописи и графики, Владимир Попов, используя арабское курсивное письмо, доводит его до знакового совершенства. Именно эклектичная форма дает импульс к творчеству и поиску своего «я». В этом особенность искусства хаттата-каллиграфа Владимира Попова.
Не удивительно поэтому, что художественный мир образов и представлений Владимира Попова – это неповторимое настроение, а также причастности мастера не только к философскому подтексту Великой Книги – Корану, но и общечеловеческим основам миропонимания, понятым как макрокосм, как Абсолют.

Константин КЛИМОВ доктор искусствоведческих наук,
профессор, зав. кафедрой истории искусств Удмуртского Государственного университета
Ижевск
  • Альбом пуст. Загрузите фотографии!

Альбомы

Случайное изображение

Языковые настройки

English (UK)
فارس
Русский

Языковые настройки

English (UK)
فارس
Русский