Владемир. Владимир Попов

Розалина Шагеева, Заслуженный деятель искусств Р.Т Казань, Искусствовед, поэт.

Когда оказываешься лицом к лицу с монументальными шамаилями народного художника Татарстана, мудреца и философа, живописца и пейзажиста, графика и каллиграфа Алтын Калем Попова, именно таким тахаллусом-псевдонимом одарили его коллеги по цеху – мастера художественного письма и знатоки искусства каллиграфии Казани, видишь перед собой сложившегося, талантливого Мастера-Хаттата с мировым именем со своей спецификой видения, узнаваемостью стиля, виртуозной техникой каллиграфии, поднявшего на новый профессиональный уровень традиционное на Востоке искусство арабского письма, придав ему за счет достижений современных изобразительных искусств и интеллекта эпохи, более универсальное, планетарное выражение – поистине драгоценно и уникально... Возможно, оно не имеет прецедентов на почве Татарстана и России в целом.
Владимир Александрович Попов практически освоил традиционно-известные на Востоке образцы художественного письма: куфи, сульс, талик, насталик, райхани, шекасте, и даже такой трудоемкий, используемый в средние века для исполнения торжественно-государственных актов, репрезентативный декоративный почерк «дивани».
Чудесным образом Попов воскресил также позабытую у нас, но бытовавшую в древности традицию «тугр» - личных печатей вензелей, каллиграфических экслибрисов.
И шамаили, и тугры Попова – это возвращенная из небытия оригинальная ветвь национальных традиций, связывающая татарскую культуру с региональной культурой ислама.
Еще недавно для В. Попова – русского по менталитету художника, содержание Корана, столпы ислама и традиции арабского письма, трудные не только для чужака, но и искушенного в вере нерядового мусульманина, являли собой трудно поддающийся расшифровке полумистический, полуэкзотический мир.
Следующий чистоте священных сур он горит на путях передачи людям заповедей великодушия и морали, заключенных в этом наследии ислама, ибо многие из живущих ныне потеряли духовную ориентацию и веру из-за вкушения воздуха незапрета и стяжательства, или словами Корана: «Появилось нечестие на суше и море за то, что приобрели руки людей...». Его мечта: оздоровление душ, это и подвигнуло седовласого художника на создание нового пласта синтеза в жанре полумолитвы-полупейзажа, где одинаково восхваляются высшая сила, и сотворенная ею во благо человека и как пример – божественная природа. Этот жанр всепроникающ, доступен, и представители любой конфессии, этноса могут проникнуться через пейзаж неординарным смыслом философской доктрины или красотой поэтического умозаключения.
Из многочисленных записей-отзывов особенно памятно одно:
«...выставка художника. – это Божественное озарение, где огромный труд, создавая впечатление вечности, исчезает – оставляя ЗНАК! как След... – Дар Всевышнего...».
Поистине, мы искусствоведы, в своих требованиях к Попову запаздываем, пытаясь найти в его творениях какие-то проявления традиционного искусства татарского шамаиля или тугры, будь это на стекле, на бумаге с подобающими правилами, законами и приличиями жанра. А он и не шамаилист вовсе. Он философ... И вот, в этом смысле, в Миссии В. Попова просматривается нечто большее, чем работа каллиграфа – это создание какого-то нового необыкновенного Синтеза искусств Востока и Запада. И именно в этом смысле он уникальное явление не только для Татарстана и России. Его искусство дарует нам выход в мировой контекст и объединяет цивилизации. Не признающий, как Гомер, Сократ, Хайям, Урманче, старости и увядания, прозванный учеными и духовенством кыйблой каллиграфов, завоевавший трудом и рвением, наипаче, талантом, корону первого каллиграфа Казани, В.А. Попов призывает своим искусством в мир всеобщего взаимопонимания, гармонии, мира и всеобщего счастья. И сам он – первый живительный кристалл на этом пути.

Розалина Шагеева, Заслуженный деятель искусств Р.Т Казань, Искусствовед, поэт.
  • Альбом пуст. Загрузите фотографии!

Альбомы

Случайное изображение

Языковые настройки

English (UK)
فارس
Русский

Языковые настройки

English (UK)
فارس
Русский