Владемир. Владимир Попов

Шамаили

Шамаиль – это особый, специфический вид восточного искусства, корни которого появились еще в 8-м веке. С тех пор шамаиль перенес множество изменений и усовершенствований, но осталось главное – он по-прежнему является носителем арабского текста, который нередко сопровождается условно-символическими черно-белыми или цветными изображениями мечетей, парных птиц, мотивами цветочно-растительного орнамента и служит оберегом домашнего очага. Он получил распространение в городской культуре и был необходимым элементом в сельском быту, занимает важное место в интерьере татарского дома. У татар обереги с молитвами из Корана чаще писались на бумаге. Их носили в амулетницах и в специальных кармашках на одежде. В сознании народа шамаиль является предметом, связанным с исламом, верой в Аллаха. Это не только образец декоративного искусства, поскольку функция шамаиля шире, чем просто украшение. Написанный умелой рукой образец мусульманской каллиграфии часто содержит текст в виде суры из Корана, соответствующим образом оформленный и служащий эстетическим и утилитарным функциям. Арабская письменность дает много возможностей каллиграфам для создания художественных произведений, ранее они исполнялись имамами мечетей, сельскими муллами, сейчас они привлекают внимание высокопрофессиональных художников.
Шамаили как мусульманский оберег не являются предметом поклонения, они выражают благочестивое отношение татар-мусульман к заповедям Корана, воплощают преемственность религиозных традиций от дедов и прадедов, причастность татар к исламским ценностям. Искусства шамаиля представляет собой достаточно сложное и многогранное художественное явление в духовной культуре татарского народа, значительное явление в национальном искусстве и мировой культуре. Существование авторского шамаиля подразумевает глубокое знание татарского, арабского, и, отчасти, персидского языков, постижение Корана, библейской мифологии и всего литературного наследия татарского народа. Надо быть сведущим и в религиозных течениях мусульманского мира, особенно суфизме, проникнуть в тайны знаковых изображений, символику образов, написание тех или иных слов или словосочетаний, досконально изучить особенности каллиграфии.
Главное предназначение шамаилей – нести духовно-нравственные и религиозные ценности ислама, откровения Корана. Поэтому шамаиль и является синтезом текста и изображения, духовности и знаковости. Пристальное внимание уделяется философско-эстетическому содержанию, символике образов, композиционным, семантическим, литературным и другим закономерностям, формирующим шамаиль как особый вид синтетического искусства, одухотворенного Божественным присутствием.

Шамаиль

Шамаиль — одно из самых своеобразных явлений татарского худо¬жественного творчества. По мнению многих авторов, его можно назвать МУСУЛЬМАНСКОЙ ЖИВОПИСЬЮ.
Наибольшее внимание в шамаилях уделяется каллиграфическому написанию СЛОВ СВЯЩЕННОГО КОРАНА; эти СВЯЩЕННЫЕ ПИСЬМЕНА должны были оберегать и освящать дом мусульманина (так же, как икона освящает дом христианина).

ШАМАИЛИ служили традиционным украшением дома, наряду с этим они несли большую информационно-познавательную функцию. Поэтому шамаили - интереснейший объект изучения не только для ис¬кусствоведов, но и для историков-исламоведов, филологов и литерату¬роведов.

Искусство ШАМАИЛЕЙ представляет собой интереснейший симбиоз религиозного знания и изобразительного искусства. Хотелось бы надеяться, что это искусство перестанет казаться «дремучим лесом непонятных знаков», а станет близким и понятным сердцу каждого из нас.

/Гузель Юсупова/

Альбомы

Случайное изображение

Языковые настройки

English (UK)
فارس
Русский

Локализации

Языковые настройки

English (UK)
فارس
Русский